Digital Clock and Date

понеділок, 9 березня 2015 р.

ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «Я - ОМБУДСМЕН!»

В учебном заведении координатор деятельности учащихся-омбудсменов может включить в свою работу занятия с элементами тренинга. Занятия с элементами тренинга позволяют подготовить учащихся к проведению подобных занятий со сверстниками по принципу «равный-равному». Работая по этому принципу, они глубже осознают получаемую информацию, их знания станут убеждениями. Молодые люди приобретут коммуникативные и профессиональные навыки, необходимые для реализации себя в будущем.

ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «Я - ОМБУДСМЕН!»
Цель:
· образовательная: познакомить участников тренинга с дефинициями «омбудсменство», «омбудсмен»;
развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать; формировать творческие способности, умение мыслить нестандартно; способствовать обогащению интеллекта и расширению кругозора учащихся;
воспитательная: формировать умение согласованно работать в группах,формировать выводы и отстаивать собственную или коллективную точку зрения.
Целевая аудитория: учащиеся 7 - 10-х классов.
Продолжительность: 2 академических часа.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ
1. Вступительное слово тренера
Омбудсмен. Мы это слово слышим ежедневно с экрана телевидения, читаем на страницах газет. А что же оно означает? Кто же такой омбудсмен?

Омбудсмен - «посредник», «проведор», «комиссар». Оно означает человека, которого наделили обязанностью осуществлять контроль за соблюдением прав и интересов человека и гражданина.

2. Упражнение «Правила работы»
Цель: принятие правил работы группы.
Участники составляют и принимают правила работы для данной группы на время работы и стараются их придерживаться.
1. Приходить вовремя.
2. Общение по принципу «здесь и теперь».
3. Конфиденциальность.
4. Мобильные на «виброзвонок».
5. Говорить от собственного имени.
6. Оценивать факты, а не человека.
7. Активность.
8. Лаконичность.
9. Толерантность.
10. Ответственность за свои слова.

3. Упражнение «Ожидания»
Цель: определение надежд и ожиданий участников относительно занятия.
Оборудование: плакат с рисунком ночи, стикеры в виде звездочек, ручки.
Тренер просит участников подумать, чего они ожидают от занятия, сформулировать их в высказывание. Формируют высказывание, записывая его на стикерах в виде звездочек, и прикрепляют на плакате с изображением ночи.

4. Упражнение «Как здороваться и общаться»
Цель: запомнить имена, установить контакт с каждым человеком в группе, узнать больше друг о друге.
Участники встают и ходят по классу, здороваясь друг с другом, как привычно. Они выбирают свой метод приветствия, например, обнимаются, жмут руку или хлопают по спине.
Учащиеся должны поздороваться с как можно большим количеством людей, обмениваясь лишь именами.
Примерно через минуту остановите их и попросите поговорить с тем, рядом с кем они находятся, и рассказывать ему/ей о себе в течение 1-2 минут. Далее продолжайте знакомство. Повторите это три - четыре раза.
Попросите учащихся предложить несколько способов познакомиться: в транспорте, на работе, в магазине, на фирме и т.д.
Засидание учеников-омбудсменом
           Винницкого технического лицея

5. Упражнение «Карусель»
Цель: формирование навыков быстрого реагирования во время контакта, развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
Задача: легко вступить в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы выстраиваются по принципу "карусели", т.е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний - движимый.
Ситуации:
• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долгое время не видели. Вы очень рады этой встрече .
• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ней.
• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече.
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 мин. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга переходят к следующему участнику.

6. Упражнение «Черты омбудсмена»
Цель: определить черты характера, которыми должен обладать омбудсмен.
Ученики получают раздаточный материал и записывают черты, которыми должны обладать омбудсмен. После завершения упражнения проводится обсуждение и составляется общий список черт ученика-омбудсмена.

7. Информационное сообщение «Омбудсменство в мире»
Должность омбудсмена впервые возникла в Швеции в XVI веке. Назначеный на эту должность человек контролировал судебных чиновников. Компетенции омбудсмена была значительно расширены после разгрома шведов под Полтавой. Король Швеции Карл XII в течение нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил должность Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью чиновников. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации. А в 1809 году в Швеции ввели институт Омбудсмена юстиции, который уже был отделен от канцлера юстиции, подчиненного королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции было то, что Канцлер защищал интересы короля, а омбудсмен - интересы простых людей.
Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введен по шведскому образцу и в других странах Северной Европы - в 1919 году в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, которое ввело должность омбудсмена, стала Новая Зеландия в 1962 году, первым социалистическим - Польша (1987). В настоящее время уже в 100 странах всего мира омбудсмены стоят на страже прав и свобод человека.
В Украине существования института омбудсмена для осуществления парламентского контроля над соблюдением прав и свобод человека предусмотрено Конституцией, а также соответствующим законом. Уполномоченный по правам человека является частью системы защиты прав человека наравне с судебной системой и международными судебными и внесудебными органами. Широкая юрисдикция Уполномоченного распространяется на органы государственной власти, включая суды, а также органы местного управления. К полномочиям украинского омбудсмена относятся проведение проверок как по заявлениям граждан и по собственной инициативе для выявления фактов нарушения прав человека, осуществление постоянного мониторинга уровня соблюдения прав и свобод человека, обращение к органам государственной власти с рекомендациями по устранению нарушений прав человека, обращение к широким слоям населения. Гарантиями независимости является запрет вмешательства в деятельность украинского омбудсмена органов государственной власти, четкий срок полномочий без привязки к срокам работы действующего Парламента и финансовая самостоятельность в виде отдельной строки государственного бюджета, что предусматривает обеспечение работы офиса Уполномоченного.

8. Упражнение «Реклама омбудсменства»
Цель: мотивация участников к работе омбудсменом; определить критерии омбудсменства.
Тренер объединяет участников в подгруппы. Каждая мини-группа должна придумать рекламный сюжет омбудсменской деятельности. Затем участники презентуют свой рекламный ролик.
Рефлексия:
- Легко ли было придумать рекламу?
- Считаете ли вы, что ваше послание было донесено до аудитории?
- Просмотрев один из предложенных роликов, захотели вы стать омбудсменом?
- Какие чувства у вас вызвала демонстрация рекламы?
Учащиеся-омбудсмены
Винницкого технического лицея

9. Упражнение «Мне нравится/Мне не нравится»
Цель: дать возможность высказывать мнение, дать возможность выразить чувства, учить доверять людям, дать оценку проведенному занятию.
Каждый участник высказывает утверждение, начиная с «Мне нравится...», «Мне не нравится». Любой может «пропустить» оценку. Как правило, высказывания должны быть связаны с сегодняшней работой или собственным опытом. Эта игра - полезное средство оценивая работы группы.

10. Ритуал прощания
Участники становятся в круг, и все друг другу аплодируют.

Вадим Щорс

Немає коментарів:

Дописати коментар