суботу, 7 березня 2015 р.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА



Гуманистическое воспитание, новые подходы к нравственному становлению личности ученика являются главными задачами современной школы. Устанавливается система мер гуманистического воспитания, направлена, прежде всего на формирование духовности личности, на воспитание ученика как патриота своего государства, гражданина, профессионала.
Возникает назревший вопрос, помогают ли СМИ школе и родителям формировать, развивать в ребенке личность в гуманистических, духовных, нравственных направлениях, потому что с экрана телевизора пропагандируются различные формы насилия, агрессии, которые уже превратились в обычный компонент каждого художественного фильма, сериала, клипа, без которого зритель не представляет данный телевизионный продукт. Это с одной стороны. А с другой - отсутствие анализа аудитории содержания предлагаемого медийного продукта. Из выше сказанного, мы можем заключить, что гуманная культура, основанная на гуманистических ценностях и традициях, которая должна быть духовной и моральной опорой современного общества, а особенно будущего поколения, теряет свои позиции, национальный колорит, идейность, содержательность.
Было бы крайне важно, чтобы средства массовой информации и разработчики компьютерных игр заботились о психическом и физическом здоровье молодого поколения, которое воспитывается на данной медийной продукции, которая должна быть для них образцом поведения, подражанием манерам, поступкам разных героев, выступающих для учащихся авторитетными личностями.
Таким образом, необходимо, чтобы все социальные институты основывались на морально-эстетических, гуманистических, духовных составляющих. Итак, духовность - это интегральное качество, сложное сочетание особенностей интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, регулятивно-волевой сфер личности, способствующие развитию потребности в познании мира, себя, других людей и усвоению духовных ценностей через сложившуюся систему отношений.
Анализ отечественной психологической, социологической, психологической литературы показал, что ведущими учеными (В. И. Астахова, И. Д. Бех, И. Белецкая, В. А. Белоусова, А. И. Вишневский, М. Г. Казакина, Ю. И. Малеванный, Л. В. Мардахаев, Е. В. Столяренко, С. М. Тищенко, Н. Н. Трофимов и др.) изучалась данная проблема в различных аспектах. В своих исследованиях они обосновывают необходимость формирования у учащихся этой сферы жизни, как базового элемента личности, дают ей общую характеристику, выделяют ее принципы, подходы, особенности. Также акцентируют внимание на гуманизации образования, которое создает условия для духовного возвышения личности, развития сущности процесса воспитания как восхождение личности к морально-духовным ценностям, формирования духовности через категорию «ценностное отношение», что является ключевым для процесса воспитания и становления индивидуума.
Главным содержанием духовности является способ самосозидания личности, выбор ею собственного образа, своей судьбы и социальной роли, творения личностью самой себя за образцами высших абсолютов. Духовность вера в высшие абсолюты (добро, справедливость, человечность, любовь, правду, милосердие), направление всех помыслов и действий на них, желание утверждать их в жизни. Отсутствие такого желания является бездуховностью.
Анализ психолого-педагогической литературы за последние годы свидетельствует, что большинство воспитательных моделей основываются на гуманистических принципах. Ведущее место в данных моделях занимает формирование ценностного отношения к человеку.
В работах Елена Столяренко очерчена модель ценностного отношения к человеку. К основным составляющим данной модели ученая относит такие:
1. Социальные субъекты - люди, которые инициируют свою деятельность, насыщают ее гуманистическим содержанием.
2. Предметы материально-вещественного характера, обеспечивающие достойную жизнь людей и лучшие условия для развития личности.
3. Идеи, возникающие в гуманистическом воспитании.
4. Организационные связи, отношения, которые направлены на интересы человека.
По теории В. Мясищева, важным компонентом личности является индивидуально-целостная система ее субъективных оценочных отношений к действительности, что представляет собой интериоризованый опыт взаимоотношений с другими людьми, а также опыт разнообразной деятельности. Отношение личности к чему-либо включает в себя ценностный компонент, а следовательно, определяется ее ценностными ориентациями, а также мотивационной сферой.
Как и любое психическое явление, духовность проявляется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой (природой, другими людьми), то есть имеет определенные формы проявления, которые можно исследовать. Так, духовность проявляется в направлении интересов, наклонностей человека на познание, усвоение и создание духовных ценностей.
Духовные ценности содержат: общечеловеческие ценности (красота, добро, любовь, знания) и индивидуальные (интересы, взгляды, убеждения, духовный идеал, который является представлением человека о таких качествах личности: отношения к природе, людям, мире в целом).
Духовные состояния стимулируют возникновение духовных чувств, самыми известными из которых есть совесть, вина, покаяние, вера, надежда, любовь. С одной стороны, духовные чувства являются своеобразными ценностными ориентациями личности, которые определяют ее отношение к окружающему. С другой - они помогают человеку сохранить собственное «Я» при любых обстоятельствах, хоть каких прагматичных или даже трагических оттенков они не приобретали.
Специфической формой чувственного проявления духовности является эмпатия, т.е. способность человека к состраданию, желание и умение понять и почувствовать внутренний мир, понять ценность и неповторимость, стремление к бескорыстному удовлетворения потребностей другого человека и интересов. Сферой проявления эмпатии является межличностное общение, взаимоотношения.
Итак, сущность развития духовности - в достижении высшего уровня сформированности, целостности и гармонии всех ее составляющих. Этот процесс можно рассматривать как вид творчества, поскольку он является индивидуальным путем познания человеком своей природы, открытия собственных возможностей и их реализации, а следовательно - самосоздания. Основной целью духовного развития, на наш взгляд, является становление человека как личности через совершенствование составляющих ее духовности через самопознания, самосозидания.
Не менее важным является ответ на вопрос о том, по каким признакам можно определить, что у ребенка происходит процесс духовного развития. Среди внешних условий формирования духовных потребностей наиболее значимым является наличие социальной среды (семья, группа детского сада, школьный класс, объединения по интересам, кружки), которая способна обеспечить ребенку удовлетворение ее потребности в уважении, любви. Психологи говорят, что человек способен творить добро преимущественно тогда, когда с детства обеспечивается его потребность в привязанности и безопасности. Дефицит любви зачастую способствует формированию замкнутой, недоброй, а иногда и агрессивной личности.
Создание условий для возникновения духовных состояний и чувств возможно в том случае, когда будет уважительное отношение к каждому ребенку; поддержка и поощрение положительных взаимоотношений между детьми, будут проводиться беседы о духовных состояния с использованием примеров из жизни взрослых или художественной литературы. Примеры проявления эмпатии со стороны взрослых, сверстников и старших товарищей будет способствовать ее воспитанию, формированию альтруистического типа поведения. Формирование представления о ценности любой жизни возможно с помощью тренинговых методик; анализа сложных жизненных ситуаций, ситуаций морального выбора и этических решений, ознакомление с путями самопознания, реализации собственных возможностей, постановки жизненных задач, разработки (с помощью психолога, социального педагога) программы духовного и личностного самосовершенствования, оказание помощи и поддержки детям, которые переживают сложные жизненные ситуации.
Наиболее существенными результатами духовного развития являются: достижение гармонии психики человека, формирования его положительных личностных качеств, осознание ею единства себя и всего, что существует во Вселенной.
Основой духовно-нравственного воспитания является:
v  формирование нужной мотивации;
v  настойчивое воспитание положительных привычек поведения, помощь в искоренены отрицательных;
v  воспитание личности возможно только в его собственной деятельности;
v  воспитательные воздействия должны касаться не только ума, но и чувств;
v  воспитания, в процессе которого, необходимо ориентироваться на положительные черты индивидуума и уважать его личность;
v  обязательно воспитывать адекватную самооценку своей личности и уровень притязаний.
Ведущим методом воспитания ценностного отношения к человеку является метод решения моральных задач. Данный метод обеспечивает оперативную систему влияний на поведение ученика, который придерживается обдуманных действий, т.е. прибегает к самоанализу, решает определенное моральное задачи.
Моральные ценности - это различные формы выражения моральных требований: нормы и принципы морали, нравственные идеалы, понятия добра, справедливости, чести, достоинства, долга, жизни человека, его нравственные качества, нравственные характеристики поступков, деятельности и отношений. Моральные ценности выступают основой и критерием для формирования моральной оценки и шкалы для сопоставления оценки явлений жизни, поступков человека. Моральные ценности являются добром и для человека, который осуществляет их выбор, и для его окружения, на которое этот выбор влияет. В процессе межличностных отношений ценностями выступают добро и справедливость, что ориентируют на создание условий, при которых обеспечивается мир и согласие между людьми, защиту человеческой жизни. Добрая воля не только просветляется содержанием, что излучают высшие ценности, но и утверждает их в мире, во всех сферах человеческого бытия.
Осуществление социального назначения и функций морали в жизни человека, социальных общностей, осуществляется через систему норм, принципов, оценок, идеалов, понятий морального сознания и воспринимаются и реализуются социальными индивидами в процессе деятельности и выбора мотивов поведения. Свое регулятивное воздействие мораль задает через формирования ценностных ориентаций, установок, что выступают движущей силой поступков человека.
Понятие ценность имеет два значения: первое - ценность - любое материальное или идеальное явление, что имеет значение для человека, ради которого приложит усилия, то есть ценности есть то - ради чего люди живут, действуют, осуществляют (творят) поступки; второе - ценность - свойство, признак явления, характеристика, значимости для человека (о ценности любви, дружбы).
Итак, высшим, абсолютным критерием и основой моральных ценностей является необходимость развития и самоутверждения ценности человеческой жизни, признания и обеспечения прав и свобод личности. Ценности моральные могут стать фактором нравственного отношения к действительности только когда реализуются в процессе реального поведения, поступках людей. Именно в практической деятельности, в конкретных поступках человек, реализует моральные ценности. В обществе формируются и воспроизводятся разные системы ценностей, что требует от человека определиться, сориентироваться на определенные из них, ставит его в положение постоянного выбора, отдача предпочтений тем или иным ценностям, что соответствуют его вкусам, интересам, т.е. ориентация на определенные ценности является отношением человека к обычаям, традицим, нормам, принципам, идеалам и т.п. Ценностные ориентации - это социально-психические образования сознания, самосознание личности, что становятся базой мотивов социально-психологических установок, соответствующих действий, поступков, основа направленности деятельности человека, его социальной, моральной активности.
Следовательно, можно утверждать, что духовность - это психическое качество человека. Она является сложным сочетанием таких особенностей интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой сфер человеческой психики, которые способствуют формированию потребности в познании мира, себя, других людей и усвоению духовных ценностей. Духовность целесообразно толковать как способность человека к психическому и личностному совершенствованию и самосовершенствованию.
Указанные составляющие духовности можно рассматривать как психологические ориентиры в процессе работы. Их целенаправленное формирование является одной из основных задач духовного развития личности.



ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
«ДОБРО И ЗЛО — ДВЕ СТРОНЫ НАШЕЙ ДУШИ!»

Цель: определить и обозначить суть категорий «добро» и «зло»; помочь осознать значение добра как жизненного выбора в духовном становлении личности. Ученики должны осознать, что такое совесть и стыд, как связаны чувства совести и ответственности перед собой и перед другими; побудить детей задуматься над тем, когда человеку бывает стыдно, почему важно знать мнение других о себе и когда люди чувствуют вину; формировать умение воспринимать оценку своих поступков другими и приводить примеры такой оценки; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, умение самостоятельно оценить их.
Целевая аудитория – ученики 1-4 классов
Количество участников: 20-30 человек.
Время проведения: 45-60 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ
Упражнение «Приветствие» 
Дети по кругу передают игрушку «Солнешко», називают свое имя и приветствуют присутствующих.
Правила роботы в группе.
Упражнение «Солнце доброты»
Нарисуйте солнце доброты, у которого должно быть столько лучеков, сколько добрых поступков разных людей вы вспомните.
Тренер. Сегодня мы будем говорить о Добре и Зле в нашей душе и про то, кто нам подскажет, как делать добро и не совершать зла.
1. Что мы вкладываем в понятие «добро» и «зло»?
2. Что влияет на позитивные и негативные поступки человека?
3. Добро – осознанный выбор в жизни духовно зрелого человека.

Слово тренера.
Очевидно, вы не раз слышали выражение жить по совести, работать по совести, судить по совеси, говорить по совести. Что, по-вашему, они значать? Что же такое совесть? Мы выясним этот непростой вопрос, убедимся, что совесть и стыд – это регуляторы человеческого поведения, что совесть взаимосвязана с ответственностьючеловека перед собой. Каждому человеку важно знать мнение другтх о нем. Он оценивает свои поступки глазами постороннего человека, иногда он чувствует свою вину, ему бывает стыдно.

Упражнение «Ситуация в троллейбусе»
Пожелая женщина едет в троллейбусе. Она только что получила пенсию и подсчитывает, сколько ей необходимо заплатить за коммунальные платежи.
В этот момент двое подростков вытягивают у нее из сумочки кошелек. Это замечает кондуктор. Он подходит и просит показать проездные белеты. Конечно, билетов у парней нет, но за них заступается бабушка: она готова заплатить за них.
Обсуждение:
— Поступили ли вы так же, как бабушка в транспорте?
— Как вы думаете, что подумали подростки, когда бабушка за них заступилась?
Тренер. У кождого человека есть внутренный потенциал добра и зла. Каждый поступок, мысль есть выбором того или инного. Но, совершаючи благородные и хорошие поступки, человеком может руководить негативные мотивы (желание зарекомендовать себя с лучшей стороны, заставить положительно отзываться о себе, получать одобрение, похвалу, награду, повысить свой рейтинг и т.д.). При этом человека не волнуют высокие идеи и желания помощи другим, внутренне он остается безразличным к проблемам того, кому помагает. Поэтому в христианстве самая высокая ценность имеет та добропорядочность, доброчинність, которя совершается от чистого сердца. Всегда ли вы руководитесь искреннеми чувствами в своих благородных поступках? Назовите, когда ваша помощ была искренней.

Как вы понимаете выражения?
• «То, что у нас есть два глаза, не облегчают нашу судьбу: один глаз служит, для того чтобы видеть позитивные стороны жизни, а другой – чтобы видеть плохие» (Вольтер).
• «Человек никогда не будет добрым, пока не поймет, что он плохой или каким плохим мог он стать» (Честертон).
• «Зло протистоит добру даже тогда, когда добро хочет помочь тем, кто стал на путь зла» (Ченгиз  Айтматов).
• «Есть то, что нужно этим людям даже больше, чем пища и крыша над головой. Это - понимание того, что они кому-то нужны, кто-то их любит. Они понимают, что, даже если им осталось жить всего несколько часов, их любят. Господи, сделай нас достойными службы людям всего мира, которые живут и умирают в нищете и голоде» (Мать Тереза).

Упражнение «Совесть»  Тренер предлагает поразмыслить над рассказом.
Есть еще одно самое нежное деревце
Мама с Катей поливают яблоньки в саду. Десять яблонек, под каждую - по десять голубеньких ведерок. Чтоб зеленели, цвели и родили. Катюша уже оканчивает первый класс, она хорошо умеет считать. И вот по ее подсчетам получается: под яблоньку уже вылили десять голубеньких ведерок, а мама выливает еще и одиннадцатое.
- Сколько же надо вылить под каждую яблоньку? - спрашивает Катя.
- Десять, - отвечает мама.
- А чего же вы под каждую яблоньку выливаете еще и одиннадцатое ведерко? - удивляется Катя.
- Потому что есть еще одно - самое нежное деревце, - говорит, улыбаясь, мама. - Его тоже надо полить, чтоб вечно зеленело.
- Что же это за деревце?
- Совесть.
(В.Сухомлинский).
Обсуждение:
-Что удивило Катю? Ответ на свой вопрос получила она от матери? Почему совесть - это самое нежное деревце, которое нужно лелеять?
-Давайте попробуем составить Кодекс совести школьника.

Упражнение «Кодекс совести школьника» ( по советам В. Сухомлинского)
• Делай так, как должно быть, не для галочки, не потому, что кто-то увидит твои хорошие поступки и похвалит тебя, а по велению собственной совести.
• Быть настоящим человеком наедине со своей совестью значительно труднее, чем на людях, что оценивают твои поступки, одобряют добро и осуждают зло.
• Отчитываться перед своей совестью значительно труднее, чем перед другим человеком.
• Если ты наедине с собой делаешь что-то плохое и думаешь, что об этом никто не будет знать, ты ошибаешься. Будь предельно честным наедине с собой.
• Желание сделать добро только ради того, чтоб тебя похвалили, значит, что на чистом теле твоей совести появляется пятнышко.
• Совесть - вещь чрезвычайно тонкая, нежная и капризная. Если потакать ее прихотям, она становится жестокой. Надо учиться владеть своей совестью, тогда она станет мудрым и благородным стражем поступков, поведения, всей жизни.
• Владейте своей совестью, воспитывайте в себе требовательность.

Упражнение «Притча о совесте»
Был замечательный летний вечер, лунный свет освещал тропинку, по которой шел мужчина. Задумавшись, он не заметил камня, споткнулся, упал и больно ушибся. Встал, посмотрел на камень и пошел себе дальше.
Через некоторое время на тропинке появился другой мужчина. Насвистывая, он еще издалека заметил камень. Подошел к нему и подумал: «Это же моя любимая будет идти этой тропой, не заметит камня и упадет». Взял он камень и отнес на обочину.
И вот появился еще один человек. Он увидел камень, что лежал поодаль, злорадно улыбнулся и положил его снова среди тропы. Начинало светать. На дорожке появился четвертый человек. Когда он увидел камень, то подумал, что люди могут его не заметить, и убрал камень с дороги.
Древние греки считали, что тропа - это наша жизнь. А четыре человека - это мы, люди, такие разные в этой жизни: первый человек - равнодушный, второй - эгоист, третий - бессовестный. И только четвертый - человек с совестью.
Обсуждение.
-Согласны ли вы с такой оценкой людей? Обоснуйте свое утверждение.
-Выскажите собственное суждение: когда человеку бывает стыдно?

Упражнение «По секрету»
Расскажи товарищу, чего следует стыдиться, а он - пусть расскажет тебе. Воспользуйся советами.
• Стесняйся пустоты души. Больше всего стесняйся того, что у тебя нет своих святынь, своих непоколебимых неоспоримых истин, правил, принципов.
• Стесняйся слабой воли, «бесхребетности». Горы от стыда, если чувствуешь, что в тебе зашевелился мерзкий червячок, имя которому - «моя хата с края».
• Стесняйся равнодушного отношения к общественной жизни, выполнение долга.
• Стесняйся не только явной подлости, но и не давай малейшего повода, чтоб о тебе могли подумать, как о подлом человеке. Помни, что подлость в детстве и отрочестве начинается якобы с очень маленького желание избежать ответственности, опасности, спастись от беды, что угрожает другим, переложить на кого-то ответственность за то, что произошло за собственное незнание, ошибку, оплошность, недоразумение. Подло молча выглядывать из укрытия и с интересом ждать: а что будет товарищу, который оказался в опасности?
• Стесняйся безответственности, легкомыслия своих чувств, предпочтений. В своих чувствах надо быть верным и обязательным.
• Стесняйся бескультурье. Кичиться незнанием - верх глупости. Невежество ума и чувств обедняет человека. Пусть на страже твоей порядочности всегда стоит чувство стыдливости за все примитивное, несовершенное в самом себе.

Слово тренера Давайте и мы, дети, будем делать только добрые дела. Помните народную мудрость: «Зло порождает зло», «Добро всегда побеждает зло». Доброе сердце - чтоб мы любили мир и людей, воля - чтоб мы желали делать добро.
Совесть в нашей душе - это как будто огонек, что зажигает свечу, когда совесть не спит - свет в душе человеческой. Еслимы не будем забывать о ней, спрашивать ее: «хорошо то, что я делаю?», то совесть наша никогда не погаснет. А если не беречь ее - будем злыми, равнодушными к людям, ленивыми, и огонек погаснет, в душе воцарится тьма, и никто не подскажет, как делать добро и не совершать зла.

Алла Полударова
Вадим Щорс

Немає коментарів:

Дописати коментар