Социально-психологический
тренинг
Социально-психологический тренинг
Гендерные роли женщин и мужчин в современном
обществе
Цель: познакомить участников тренинга
с психологией женщины и мужчины, их личностными качествами характера, поведения,
приобретенными с
веками и устойчивым отношением к роли женщины и мужчины в обществе.
Материалы: флип-чарт, альбом формата А-1,
стикеры, плакат с рисунком дерева, ручки, маркеры, бумага формата А-4, А-5,
скотч.
Целевая аудитория: учащиеся 11 класса
Ориентировочная
продолжительность тренинга - 180 мин.
Ход тренинга
Виды работы
|
Длительность, мин.
|
Материалы
|
Вступительное слово тренера
|
5
|
|
Упражнение на знакомство
|
10
|
|
Упражнение «Создание правил работы»
|
10
|
|
Упражнение «Ожидание от тренинга»
|
10
|
Плакат
с рисунком дерева, стикеры, ручки, маркеры
|
Упражнение «Инсценировка»
|
45
|
Бланки с ситуациями
|
Информация к размышлению
|
10
|
|
Перерыв
|
15
|
|
Подвижное упражнение
|
10
|
|
Упражнение «Сломанная судьба»
|
20
|
Бумага формата А-4, ручки, маркеры
|
Упражнение
«Планы на будущее»
|
15
|
Бумага формата А-5 (или заготовленный бланк), ручки, маркеры.
|
Упражнение
«Табло»
|
10
|
|
Подведение
итогов «Телеграмма»
|
10
|
Бумага формата А-5, ручки.
|
Упражнение
«Ожидания»
|
5
|
|
Упражнение на
завершение «Пожелания»
|
5
|
|
Ориентировочная продолжительность
|
180
|
1. Вступительное слово тренера (5 мин.)
Цель: познакомить участников
тренинга с темой и основными проблемами нашего сегодняшнего собрания.
Тренер. Проблема равенства между мужчинами и женщинами
актуальна не сама по себе, а необходима для того, чтобы сделать гармоничным
профессиональную и семейную жизнь в современном обществе. Издавна нам известно
общественное мнение об образе мужчины и женщины, проходящий сквозь века, до
современности – это образ «мужа-кормильца», а «женщины-матери», «женщины-хранительницы».
Эти образы начинаем мы осознавать с детства, играя, казалось бы, в простую игру
– «Дочки-матери», где девочки играют матерей, которые готовят есть, собирают «детей» в
школу, «мужа» на работу, ходят в воображаемый магазин за покупками, а мальчики
– трудолюбивого, сильного мужчину и заботливого отца.
Но кроме того в мире начиная с детских лет и к завершению процесса
первичной социализации молодежи формируется осознание себя женщиной или
мужчиной (этот процесс называется гендерная идентичность). Исходя из этого, важным
компонентом есть изучение современного представления относительно гендерных
ролей в обществе. На эту тему и поговорим сегодня.
2. Упражнение на знакомство (10 мин.)
Цель: подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу,
хорошее настроение, способствовать сплоченности группы.
Тренер (социальный педагог,
школьный психолог) просит участников тренинга по очереди назвать свое имя, род
занятий и свое хобби. Тренер начинает первым и так по кругу. Потом предлагает
вернуться к своему соседу справа и поздороваться с ним лично, называя его по
имени. Повернуться к своему соседу с лева и так же с ним поздороваться, как с
соседом с право.
Рефлексия:
- Что вы чувствовали?
- Или запомнили вы имена участников тренинга?
- Сколько имен вы запомнили?
3. Упражнение «Создание правил работы» (10 мин.)
Цель:
принятие правил работы группы.
Участники
составляют и принимают правила работы для данной группы на все время работы в
этом тренинге и пытаются их придерживаться.
Правила работы группы:
1) Приходить вовремя — не опаздывать на
занятия.
2) Общение по принципу «здесь и теперь» —
многим участникам характерно стремление углубиться в воспоминания, события давно
минувших дней. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. А
ведь основная цель тренинга заключается в том,
чтобы группа превратилась в
своеобразное зеркало, где каждый мог бы увидеть себя во время своих проявлений.
Это достигается частично тем, что в группе существует интенсивная обратная
связь, основанная на доверчивом
межличностном общении.
3) Конфиденциальность — суть этого принципа
сводится к рекомендации не выносить содержание общения, которое развивается в
процессе тренинга, за пределы группы. Соблюдение этого принципа способствует
формированию доверчивости, позволяет группе продолжительное время сохранять дискуссионный
потенциал.
4) Мобильные на «виброзвонок» — участники
выключают мобильные, чтобы не мешали во время работы группы.
5) Говорить от собственного имени — отказ
от безличных глагольных форм, которые помогают в повседневном общении спрятать
личностную позицию или отклоняться от прямого высказывания в нежелательных
случаях. То есть вместо словосочетаний типа «Некоторые говорят, что...»,
«Обычно говорят» в группе необходимо
употреблять словосочетание с личными глаголами и личными местоимениями: «Я
размышляю...», «Я так считаю», «Я — послание».
6) Оценивать факты, а не человека — говорить о событиях,
происшедшие в твоей жизни или стране, а не о человеке, который в них принимал участие
или тебе пересказывал их.
7) Активность — принимать участие во всех событиях,
упражнениях, ситуациях, возникающих во время работы группы.
8) Лаконичность — говорить только по теме,
следуя народной мудрости: «Краткость — сестра таланта».
9) Толерантность — стремиться слушать
того, кто говорит, пытаясь не прерывать, использовать обращение «ты» во время работы
группы, обладать правом высказывать свое мнение по какому-либо вопросу.
10) Ответственность за свои слова и поступки
— давать правдивую информацию.
11). Честность и искренность — воспринимать
себя и других такими, какими на самом деле они есть, оценивать собственные
качества самостоятельно исходя из полученной в группе информации.
4.
Упражнение «Ожидание от тренинга» (10 мин.)
Цель: определения надежд и ожиданий участников
относительно занятия.
Материалы: плакат с рисунком дерева, стикеры,
ручки, маркеры.
Тренер просит участников подумать, что они ожидают
от занятия, сформулировать их в высказывание. Формируют высказывание, записывая
его на стикерах, и прикрепляют на плакате дерева (на кроне дерева, его ветвях,
или около кроны).
5. Упражнение «Инсценировка» (45
мин.)
Цель: способствовать созданию критического взгляда на поведение мужчин и
женщин в разных жизненных ситуациях.
Материалы: бланки с ситуациями.
Сначала тренер объединяет участников группы в мини-подгруппы. Это можно сделать,
например, так: участники поочередно называют один ингредиент морского салата.
Ингредиенты: кальмары, омары, креветки, устрицы. Группа делится за
ингредиентами: участники садятся рядом те,
которые называли один и тот же ингредиент.
Далее тренер предлагает участникам следующие варианты тем проигрывания:
1. а) Объяснение мужчиной женщине сексуальной измены
б) Объяснение женщиной мужчине
сексуальной измены.
2. а) Представить интересы мужчины.
б) Представить интересы женщины.
3. а) Приезд матери женщины в гости.
б) Приезд матери мужа в гости.
4. Распределение семейных обязанностей молодоженами.
Эти жизненные ситуации
проигрываются с точки зрения мужчины и с точки зрения женщины. Другие
мини-группы — мнение общества, озвучиваемое после увиденного.
Рефлексия:
— Как общество
реагировало на увиденную жизненную ситуацию?
— Кого осуждало больше –
мужчину или женщину?
— Влияли ли стереотипы,
традиции по мнению лиц, которые были общественным мнением?
6.
Информация к размышлению (10 мин.)
Тренер знакомит участников с понятием «гендерные
стереотипы».
Гендерные стереотипы – это набор общепринятых в обществе норм и
суждениям относительно поведения, мотивов и потребностей женщин и мужчин,
которые основываются на представлениях о мужском и женском начале. Гендерные
стереотипы закрепляют существующие гендерные разногласия и становятся преградой
для изменения состояния дел в сфере гендерных отношений.
В нашей стране существуют устоявшиеся гендерные
стереотипы относительно женщин и мужчин, их поведения, семейного отношения к
жизни, рода занятий. Например, женщины в большей степени ориентированы на
рождение и воспитание детей, духовное общение между членами семьи, удовольствие
потребности в любви, личностное счастье, взаимопонимание. Мужчин же, по
сравнению с женщинами, в семейной жизни в большей степени привлекает
возможность удовлетворение сексуальных потребностей, ведения здорового образа
жизни, упорядочивания быта. Среди общечеловеческих ценностей мужчины зачастую, оказывается,
разделяют интересную работу, профессиональный рост, уверенностью в себе,
материальную обеспеченность и общения с друзьями.
Перерыв (15 мин.)
7.
Подвижное упражнение (10 мин.)
Цель:
способствовать положительному восприятию чувств и эмоций.
Участникам предлагается выполнять за тренером
движения, которые он показывает.
Тренер говорит участнику, сидящему по левую
сторону от него:
— Спроси у меня: Где был? Что купил?
— Где был?
— В магазине.
— Что купил?
— Веер
(тренер левой рукой «дует» на себя. И так по кругу, участники друг другу задают эти вопросы
и повторяют движение ).
— Где был?
— В магазине.
— Что купил?
— Ножницы (тренер правой рукой изображает ножницы, не
переставая «обмахиваться» веером. И так
по кругу).
— Где был?
— В магазине.
— Что купил?
— Велосипед (тренер
ногами выполняет спортивное упражнение «Велосипед», не переставая «обмахиваться» веером и изображать режущие ножницы. И так по
кругу).
— Где был?
— В магазине.
— Что купил?
— Кресло-качалку (тренер имитирует качания на кресле-качалке, ногами выполняет спортивное
упражнение «Велосипед», «дует» на себя веером, изображает режущие ножницы. И
так по кругу).
8.
Упражнение «Сломанная судьба» (20 мин.)
Цель: показать участникам тренинга на конкретных примерах судьбы людей, которые
изменились из-за гендерных стереотипов.
Участники остаются в тех самым мини-группах.
Тренер. Вспомним известные литературные произведения, героев из этих
произведений, где показаны гендерные стереотипы, аспекты, влияющие на судьбу
главных героев, желательно одного-двух женщин и мужчин.
№
|
Герой/героиня
|
Название
произведения, автор
|
Гендерные
стереотипы, аспекты
|
1.
|
Герой-мужчина
|
||
2.
|
Герой-женщина
|
Например
№
|
Герой/героиня
|
Название
произведения, автор
|
Гендерные
стереотипы, аспекты
|
1.
|
Лиза
|
«Бедная Лиза» Николай Карамзин
|
Трагическая судьба
женщины в обществе, проблема любви и материнства
|
2.
|
Мавка
|
«Лесная песня»
Леся Украинка
|
Обыденность жизни
и высокие порывы души, действительность и мечтательность, губительное влияние
безделиц на глубину и искренность чувств
|
3.
|
Григорий Многогрешный
|
«Тигроловы»
Иван Багряный
|
Трагическая судьба
мужчины в обществе, молодой человек с «потерянного поколения» для своего
государства
|
9.
Упражнение «Планы на будущее» (15 мин.)
Цель: помочь участникам распланировать свою жизнь
на сегодня и на будущее.
Материалы: бумага формата А-5 (или заготовленный
бланк), ручки, маркеры.
1. Тренер раздает участникам бумагу или бланки,
куда они должны записать свои цели на будущее. «Не стремимся кого-то поразить.
Просто будьте как можно честными при составлении списка».
2. Проранжировать за первоочередностью выполнения
намеченных целей.
3. По желанию 1-2 участников тренинга женского
пола попросить озвучить свои ответы, а потом — мужского.
4. Обсуждение общих и отличных целей сначала на
день, потом на неделю, на месяц и на год.
10. Упражнение «Табло»
(10 мин.)
Цель: формирование командной сплоченности.
Участники объединяются в две команды.
Каждая
команда распределяет между собой функции: любой участник должен изображать на
«табло» некую цифру (от 0 до 9). Тренер называет многозначные числа, а игроки
быстро становятся в соответствующем порядке и на пальцах показывают свои цифры.
11. Подведение итогов «Телеграмма» (10 мин.)
Материалы: бумага формата А-5, ручки.
Участники составляют телеграмму из тех понятий, что они усвоили сегодня. Потом
по кругу объявляют про свою работу.
12. Упражнение «Ожидания» (5
мин.)
Тренер. Наш
тренинг подходит к концу, вернемся к нашим ожиданиям. Если они осуществились,
то каждый из вас подойдет к нашему символическому «дереву» и переставит свой
стикер в нижнюю часть (наступила осень, листочки опали с ветви).
13. Упражнение на завершение
«Пожелания» (5 мин.)
Тренер. Давайте пожелаем друг другу, чтобы в его жизни происходили всегда
приятные мгновения. Сначала начну я, а далее вы продолжите. Участники по
очереди говорят свои пожелания группе.
Литература
1.Берн Ш. Гендерная психология. — СПб:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
2.Щорс В. В. Гуманістичні та психологічні
аспекти формування духовності в учнівському середовищі // Нові технології
навчання : наук.-метод. зб. / редкол. : О. А. Удод, С. В. Кириленко, Ю.В.
Ївженко та ін. — К.-Вінниця, 2010. — Вип.66. — Ч. 2. — С. 253-257.
3.Щорс В., Полударова А. Психологічний
аспект ґендерної рівності жінок і чоловіків у сучасній Україні. // Психологічна
газета. — 2009. — № 12 (132). — июнь. — С. 14-23
4. Щорс В.
Розуміння проблеми
ґендерної рівності молоддю. // Соціальний педагог.
— 2011. — № 5. — С. 22-27
5.Gender Segregation and
Social Change /Ed. Scott A.M. — Oxford ,
1994.
Вадим Щорс
Немає коментарів:
Дописати коментар