неділю, 14 квітня 2013 р.



Социально-психологический тренинг

 Гендерные роли женщин и мужчин в современном обществе


Цель: познакомить участников тренинга с психологией женщины и мужчины, их личностными качествами характера, поведения, приобретенными с веками и устойчивым отношением к роли женщины и мужчины в обществе.
Материалы: флип-чарт, альбом формата А-1, стикеры, плакат с рисунком дерева, ручки, маркеры, бумага формата А-4, А-5, скотч.
Целевая аудитория: учащиеся 11 класса
Ориентировочная продолжительность тренинга - 180 мин.

Ход тренинга

Виды работы
Длительность, мин.

Материалы

Вступительное  слово тренера
5

Упражнение на знакомство
10

Упражнение «Создание правил работы»
10

Упражнение «Ожидание от тренинга»
10
Плакат с рисунком дерева, стикеры, ручки, маркеры
Упражнение «Инсценировка»
45
Бланки с ситуациями
Информация к размышлению
10

Перерыв
15

Подвижное упражнение
10

Упражнение «Сломанная судьба»
20
Бумага формата А-4, ручки, маркеры
Упражнение «Планы на будущее»
15
Бумага формата А-5 (или заготовленный бланк), ручки, маркеры.
Упражнение «Табло»
10

Подведение итогов «Телеграмма»
10
Бумага формата А-5, ручки.
Упражнение «Ожидания»
5

Упражнение на завершение «Пожелания»
5

Ориентировочная продолжительность
180


1. Вступительное слово тренера (5 мин.)
Цель: познакомить участников тренинга с темой и основными проблемами нашего сегодняшнего собрания.
           Тренер. Проблема равенства между мужчинами и женщинами актуальна не сама по себе, а необходима для того, чтобы сделать гармоничным профессиональную и семейную жизнь в современном обществе. Издавна нам известно общественное мнение об образе мужчины и женщины, проходящий сквозь века, до современности – это образ «мужа-кормильца», а «женщины-матери», «женщины-хранительницы». Эти образы начинаем мы осознавать с детства, играя, казалось бы, в простую игру – «Дочки-матери», где девочки играют матерей,  которые готовят есть, собирают «детей» в школу, «мужа» на работу, ходят в воображаемый магазин за покупками, а мальчики – трудолюбивого, сильного мужчину и заботливого отца.
Но кроме того в мире начиная с детских лет и к завершению процесса первичной социализации молодежи формируется осознание себя женщиной или мужчиной (этот процесс называется гендерная идентичность). Исходя из этого, важным компонентом есть изучение современного представления относительно гендерных ролей в обществе. На эту тему и поговорим сегодня.

              2. Упражнение на знакомство (10 мин.)
             Цель: подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу, хорошее настроение, способствовать сплоченности группы.
Тренер (социальный педагог, школьный психолог) просит участников тренинга по очереди назвать свое имя, род занятий и свое хобби. Тренер начинает первым и так по кругу. Потом предлагает вернуться к своему соседу справа и поздороваться с ним лично, называя его по имени. Повернуться к своему соседу с лева и так же с ним поздороваться, как с соседом с право.
Рефлексия:
  • Что вы чувствовали?
  •  Или запомнили вы имена участников тренинга?
  • Сколько имен вы запомнили?


3. Упражнение «Создание правил работы» (10 мин.)
Цель: принятие правил работы группы.
Участники составляют и принимают правила работы для данной группы на все время работы в этом тренинге и пытаются их придерживаться.

Правила работы группы:
1) Приходить вовремя — не опаздывать на занятия.
2) Общение по принципу «здесь и теперь» — многим участникам характерно стремление углубиться в воспоминания, события давно минувших дней. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. А ведь основная цель тренинга заключается в том,  чтобы группа  превратилась в своеобразное зеркало, где каждый мог бы увидеть себя во время своих проявлений. Это достигается частично тем, что в группе существует интенсивная  обратная  связь,  основанная на доверчивом межличностном общении.
3) Конфиденциальность — суть этого принципа сводится к рекомендации не выносить содержание общения, которое развивается в процессе тренинга, за пределы группы. Соблюдение этого принципа способствует формированию доверчивости, позволяет группе продолжительное время сохранять дискуссионный потенциал.
4) Мобильные на «виброзвонок» — участники выключают мобильные, чтобы не мешали во время работы группы.
5) Говорить от собственного имени — отказ от безличных глагольных форм, которые помогают в повседневном общении спрятать личностную позицию или отклоняться от прямого высказывания в нежелательных случаях. То есть вместо словосочетаний типа «Некоторые говорят, что...», «Обычно говорят» в  группе необходимо употреблять словосочетание с личными глаголами и личными местоимениями: «Я размышляю...», «Я так считаю», «Я — послание».
6) Оценивать факты, а не человека — говорить о событиях, происшедшие в твоей жизни или стране, а не о человеке, который в них принимал участие или тебе пересказывал их.
7) Активность — принимать участие во всех событиях, упражнениях, ситуациях, возникающих во время работы группы.
8) Лаконичность — говорить только по теме, следуя народной мудрости: «Краткость — сестра таланта».
9) Толерантность — стремиться слушать того, кто говорит, пытаясь не прерывать, использовать обращение «ты» во время работы группы, обладать правом высказывать свое мнение по какому-либо вопросу.
10) Ответственность за свои слова и поступки — давать правдивую информацию.
11). Честность и искренность — воспринимать себя и других такими, какими на самом деле они есть, оценивать собственные качества самостоятельно исходя из полученной в группе информации.

4. Упражнение «Ожидание от тренинга» (10 мин.)
Цель: определения надежд и ожиданий участников относительно занятия.
Материалы: плакат с рисунком дерева, стикеры, ручки, маркеры.
Тренер просит участников подумать, что они ожидают от занятия, сформулировать их в высказывание. Формируют высказывание, записывая его на стикерах, и прикрепляют на плакате дерева (на кроне дерева, его ветвях, или около кроны).

        5. Упражнение «Инсценировка» (45 мин.)
      Цель: способствовать созданию критического взгляда на поведение мужчин и женщин в разных жизненных ситуациях.
       Материалы: бланки с ситуациями.
    Сначала тренер объединяет участников группы в мини-подгруппы. Это можно сделать, например, так: участники поочередно называют один ингредиент морского салата. Ингредиенты: кальмары, омары, креветки, устрицы. Группа делится за ингредиентами: участники садятся рядом те,  которые называли один и тот же ингредиент.
Далее тренер предлагает участникам следующие варианты тем проигрывания:
1. а) Объяснение мужчиной женщине сексуальной измены
    б) Объяснение женщиной мужчине сексуальной измены.
2. а) Представить интересы мужчины.
    б) Представить интересы женщины.
3. а) Приезд матери женщины в гости.
    б) Приезд матери мужа в гости.
4. Распределение семейных обязанностей молодоженами.
Эти жизненные ситуации проигрываются с точки зрения мужчины и с точки зрения женщины. Другие мини-группы — мнение общества, озвучиваемое после увиденного.
Рефлексия:
— Как общество реагировало на увиденную жизненную ситуацию?
— Кого осуждало больше – мужчину или женщину?
— Влияли ли стереотипы, традиции по мнению лиц, которые были общественным мнением?


6. Информация к размышлению (10 мин.)
Тренер знакомит участников с понятием «гендерные стереотипы».
Гендерные стереотипы – это набор общепринятых в обществе норм и суждениям относительно поведения, мотивов и потребностей женщин и мужчин, которые основываются на представлениях о мужском и женском начале. Гендерные стереотипы закрепляют существующие гендерные разногласия и становятся преградой для изменения состояния дел в сфере гендерных отношений.
В нашей стране существуют устоявшиеся гендерные стереотипы относительно женщин и мужчин, их поведения, семейного отношения к жизни, рода занятий. Например, женщины в большей степени ориентированы на рождение и воспитание детей, духовное общение между членами семьи, удовольствие потребности в любви, личностное счастье, взаимопонимание. Мужчин же, по сравнению с женщинами, в семейной жизни в большей степени привлекает возможность удовлетворение сексуальных потребностей, ведения здорового образа жизни, упорядочивания быта. Среди общечеловеческих ценностей мужчины зачастую, оказывается, разделяют интересную работу, профессиональный рост, уверенностью в себе, материальную обеспеченность и общения с друзьями.

Перерыв (15 мин.)


7.       Подвижное упражнение (10 мин.)
 Цель: способствовать положительному восприятию чувств и эмоций.
Участникам предлагается выполнять за тренером движения, которые он показывает.
Тренер говорит участнику, сидящему по левую сторону от него:
— Спроси у меня: Где был? Что купил?
— Где был?
— В магазине.
— Что купил?
— Веер (тренер левой рукой «дует» на себя. И так по  кругу, участники друг другу задают эти вопросы  и повторяют движение ).
— Где был?
— В магазине.
— Что купил?
— Ножницы (тренер правой рукой изображает ножницы, не переставая «обмахиваться»  веером. И так по кругу).
— Где был?
— В магазине.
— Что купил?
— Велосипед (тренер ногами выполняет спортивное упражнение «Велосипед», не переставая «обмахиваться»  веером и изображать режущие ножницы. И так по кругу).
— Где был?
— В магазине.
— Что купил?
— Кресло-качалку (тренер имитирует качания на кресле-качалке, ногами выполняет спортивное упражнение «Велосипед», «дует» на себя веером, изображает режущие ножницы. И так по кругу).

8.     Упражнение «Сломанная судьба» (20 мин.)
       Цель: показать участникам тренинга на конкретных примерах судьбы людей, которые изменились из-за гендерных стереотипов.
Участники остаются в тех самым мини-группах.
Тренер. Вспомним известные литературные произведения, героев из этих произведений, где показаны гендерные стереотипы, аспекты, влияющие на судьбу главных героев, желательно одного-двух женщин и мужчин.

Герой/героиня
Название произведения, автор
Гендерные стереотипы, аспекты
1.
Герой-мужчина


2.
Герой-женщина



Например
Герой/героиня
Название произведения, автор
Гендерные стереотипы, аспекты
1.
Лиза
«Бедная Лиза» Николай Карамзин
Трагическая судьба женщины в обществе, проблема любви и материнства
2.
Мавка
«Лесная песня»
Леся Украинка
Обыденность жизни и высокие порывы души, действительность и мечтательность, губительное влияние безделиц на глубину и искренность чувств
3.
Григорий Многогрешный
«Тигроловы»
Иван Багряный
Трагическая судьба мужчины в обществе, молодой человек с «потерянного поколения» для своего государства

9.       Упражнение «Планы на будущее» (15 мин.)
Цель: помочь участникам распланировать свою жизнь на сегодня и на будущее.
Материалы: бумага формата А-5 (или заготовленный бланк), ручки, маркеры.
1. Тренер раздает участникам бумагу или бланки, куда они должны записать свои цели на будущее. «Не стремимся кого-то поразить. Просто будьте как можно честными при составлении списка».
2. Проранжировать за первоочередностью выполнения намеченных целей.
3. По желанию 1-2 участников тренинга женского пола попросить озвучить свои ответы, а потом — мужского.
4. Обсуждение общих и отличных целей сначала на день, потом на неделю, на месяц и на год.

10. Упражнение «Табло» (10 мин.)
Цель: формирование командной сплоченности.
Участники объединяются в  две команды. Каждая команда распределяет между собой функции: любой участник должен изображать на «табло» некую цифру (от 0 до 9). Тренер называет многозначные числа, а игроки быстро становятся в соответствующем порядке и на пальцах показывают свои цифры.

11. Подведение итогов «Телеграмма» (10 мин.)
Материалы: бумага формата А-5, ручки.
Участники составляют телеграмму из тех понятий, что они усвоили сегодня. Потом по кругу объявляют про свою работу.

12. Упражнение «Ожидания» (5 мин.)
Тренер. Наш тренинг подходит к концу, вернемся к нашим ожиданиям. Если они осуществились, то каждый из вас подойдет к нашему символическому «дереву» и переставит свой стикер в нижнюю часть (наступила осень, листочки опали с ветви).

13. Упражнение на завершение «Пожелания» (5 мин.)
Тренер. Давайте пожелаем друг другу, чтобы в его жизни происходили всегда приятные мгновения. Сначала начну я, а далее вы продолжите. Участники по очереди говорят свои пожелания группе.


Литература
1.Берн Ш. Гендерная психология. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
2.Щорс В. В. Гуманістичні та психологічні аспекти формування духовності в учнівському середовищі // Нові технології навчання : наук.-метод. зб. / редкол. : О. А. Удод, С. В. Кириленко, Ю.В. Ївженко та ін. — К.-Вінниця, 2010. — Вип.66. — Ч. 2. — С. 253-257.
3.Щорс В., Полударова А. Психологічний аспект ґендерної рівності жінок і чоловіків у сучасній Україні. // Психологічна газета. — 2009. — № 12 (132). — июнь. — С. 14-23
4. Щорс В.  Розуміння проблеми ґендерної рівності молоддю. // Соціальний педагог. — 2011. — № 5. — С. 22-27
5.Gender Segregation and Social Change /Ed. Scott A.M. — Oxford, 1994.

Вадим Щорс

Немає коментарів:

Дописати коментар